• Живопись палеолитических пещер


    01.06.2019


    Живопись палеолитических пещер можно отнести к памятникам монументального искусства не только по размерам, но и по значимости. Встает вопрос: в какой мере изображения составляют композицию, или они произвольно разбросаны по поверхности стены? Чтобы ответить на него, следует обратиться к ранним этапам палеолитического искусства - к эпохам Солютре и раннего Мадлен. На этой ступени появляются первые приемы ритмической организации фигур - чаще это парные изображения животных, направленные либо навстречу друг другу, либо в противоположные стороны. При этом они сцепляются рогами или хвостами. Между ними устанавливается присоединительная связь.


    Сходные приемы прослеживаются и в отдаленных друг от друга регионах, что объясняется общностью стадий культурного развития человека. Стремление не к конкретизации, а к обобщению на основе отбора выразительных черт привело к тому, что человек, не ведая того, создавал образ зверя. Несмотря на то что зверь являлся главным объектом изображения, сцены охоты как таковые нигде не представлены. В некоторых местах представлены сцены рыбалки. Нарисованы лодки, прицепы для лодок, но человеческих фигур нет. Роспись пещеры Ласко не является исключением. В этой пещере живописные приемы сочетаются с графическими. Так как человеческие фигуры отсутствуют, то их заменяли знаки. В проходах обычно преобладали мужские знаки, в нишах, имевших сакральное значение, - женские.


    Исследования пещер, проведенные Леруа-Гураном, позволяют установить целый ряд закономерностей в распределении изображений, которые можно выстроить в ряды, образуемые повтором одних и тех же фигур. Если принять за основу два вида изображений, обозначив их условно буквами А и В, то получим целый ряд структур, напоминающих внешне строение музыкальных форм. Так, простейший ряд составят АВ ВВВ ВА. Следующий: АА BAB АА | АВ ABA BA | АА ВВВ АА | АВ BAB ВА и тому подобное. Уже на глаз заметен принцип ритмической повторяемости, приемы перестановки, часто зеркальной. Живописная поверхность стен и плафонов представляла собой разомкнутое пространство, где фигуры свободно располагались по всему полю без внутренней связи. Логическая последовательность обнаруживается в зависимости от местоположения изображений и строения помещений пещеры. Связь, ритмически организующая пространство в целом, устанавливается за счет незримо образуемых силовых линий, создающих магическое поле напряжения.