В фильме Борау с большей четкостью проявились элементы «тремендизма», чем в экранизации романа — манифеста этого направления. Подобно тому как Берланга и Санчес в своих картинах следуют традициям Кеведо и Гойи, Бардем и Гарей — Сервантеса, Борау ищет в кино возможности, адекватные литературе. Особенности «тремендизма» проявляются не столько в фабуле, которая сама по себе достаточно страшна, а в чисто кинематографических средствах: монтажных переходах, контрасте актерской фактуры и природы, в музыке.
«Черная стая» — модель фашистского общества. Здесь свой каудильо — Бланка, мать двух членов террористической организации; впрочем, верная последовательница Франко, считавшего себя «отцом нации», Бланка усыновляет и остальных девятерых. Средства к существованию им даст вивисекционная станция, расположенная в поместье, и официальное занятие «мальчиков» — пение в хоре; репертуар — церковная музыка. Л неофициальный «репертуар» иной — нападение на магазин, где продается «красная» литература, убийство официанта ресторана, посещаемого коммунистами...
«Черный помет» — другой смысл названия фильма: все террористы примерно одного возраста. Третий же сын Бланки, Татин,—из другого «помета». Он младше. Чувство одиночества, и без того свойственное подростковому возрасту, осложняется комплексом неполноценности. Татин — изгой. Его голос не может примкнуть к хору братьев не только потому, что ломается,— Татин вне организации. Влияние старшего брата, демагогические призывы матери — все эго ничто по сравнению со страстным желанием приобщиться, стать взрослым. И если первое познание плоти будет достаточным для любого его ровесника, чтобы почувствовать себя мужчиной, то Татину предстоит пройти еще три испытания, потому что во всех его поступ- ках нм руководит одно — желание вступить в организацию. Татин мстит за одного брата, насилуя владелицу книжного магазина, покрывает второго, из трусости перед полицией утонившего гектограф, и приносит жертву — убивает любимую девушку.
«Черная банда» — название можно перевести и так — принимает Татина в свои ряды. Хотите сделать оригинальный подарок другу? В интернет-магазине https://housegifts.ru/ вы найдете много интересных сувениров.
Сценарии «Браконьеров» и «Черной стаи» написаны соавторами X.Борау и М.-Г. Арагоном. Но там, где Борау-режиссер использует метафору для выражения идеи картины, Арагон-режиссер излишне прямолинеен. И ненавязчивая убежденность «Браконьеров» оказывается эффективнее дидактики «Черной стаи». Однако к обеим лентам относятся слова критика Р. Бланко, сказанные по поводу другой картины: это фильмы жестокие и повествующие о жестокости, по это не большая жестокость, чем та идеологическая обработка, которой мы подвергались в годы франкизма. Режиссеры ненавидят диктатуру, о чем бы они не рассказывали—о современных фашистах или о прошлом, как это сделал каталонец Дж.-М. Форп, снявший фильм о судьбе Луиса Компаньиса-и-Ховьера, президента Каталонии в годы Республики, выданного немецким гестапо и казненного франкистами в 1940 году.