• Интегративная функция искусства


    29.11.2017


    Интегративная функция искусства получила особую значимость в социалистической культуре. Она обретает новый смысл в свете того понимания особой природы и роли человеческого начала, которое присуще марксизму. Сущность этого понимания — в утверждении деятельностной, творческой способности человека. Стремясь охарактеризовать эту сущность, М.Каган писал: «под «деятельностью» следует понимать способ существования человека и соответственно его самого правомерно определить как действующее существо [...] Если следовать давней традиции и искать для человека лаконично-однословное определение, способное указать на главное его отличие от всех других живых существ, то вместо таких формул, как Homo sapiens (человек разумный) или Homo faber (человек созидающий) мы предложили бы определение Homo agens, т. е. действующий человек». Человек действующий, творящий преобразует действительность в соответствии с познанными им законами ее развития. И деятельность в этом свете предстает не как цепь действий, устремленных к конкретным целям, а раскрывается нам как разумнотворческое начало самой природы, ее саморазвития, основанного на собственных законах (ведь человек — часть природы!). Пришло время менять ремень грм в автомобиле? Не забудьте заменить и обводной ролик, так как его исправная работа также важна.


    В своей деятельности человек сознательно осуществляет всеобщую тенденцию развития материи от хаоса к организованности; суть движения в этом направлении — переход ко все более высоким уровням организации систем. Это магистральное направление деятельности приводит к выявлению глубинных связей бытия, воплощаемых затем практически в явлениях «второй природы», создаваемой самим человеком. Можно сказать, что «роль человека — в разумном упорядочивании мира в той мере, в какой последний входит в сферу творческой деятельности на основе познания. Очевидно, и искусство не может не участвовать в грандиозном процессе, активным действующим лицом которого с возникновением разума и созидательного труда стал творец искусства — человек. Иначе зачем было бы вообще искусство?»