• Возвращение к Чехову


    13.10.2016


    И даже так: всячески, «всем собой» поощряет ее цветение. Таким образом, моя уникальность органически срастается с другой уникальностью. Ясно же: человек - не капсула, а перекресток - место встречи под открытым небом с другим человеком. Каждый из нас всегда вдвоем, - даже в моменты полного и глухого одиночества. Если вы любите слушать музыку в отличном качестве, задумайтесь о покупке наушников. Сделать это можно на Технопортале. В каталоге сайта собран огромный выбор моделей. Вы можете провести сравнение цен на наушники и подобрать оптимальные для себя.


    Доктор Чехов никогда не покидал Чехова-драматурга. И дело, конечно же, не в том, что на «общем» их письменном столе уютно размещались перо, стетоскоп, чернильница и врачебный молоточек. И, разумеется, не в том, что в четырех из пяти основных чеховских пьесах действуют эскулапы. А дело в том, что (напомню) отношение доктора Чехова к пациенту - это ранняя модель его отношения к человеку в широком, гуманистическом смысле и потому оно позволяет уловить по крайней мере верховья и общий уклад также и художественного его сознания. В письме к публицисту М. О. Меньшикову от 16 апреля 1897 года Чехов сообщает о беседе со Львом Толстым в клинике профессора Остроумова, куда он, Чехов, угодил по поводу тяжкого легочного заболевания. Говорили о бессмертии. Толстой заметил, что для него бессмертие - жизнь в некоем таинственном начале (разуме, любви). Мы не знаем, как реагировал Чехов на эту идею именно тогда, в той конкретной диалогической ситуации, но в письме к Меньшикову он признается, что толстовское «начало» ассоциируется у него с бесформенной студенистой массой. И ежели его, чеховскому, сознанию (его Я) назначено неразличимо с этой массой слиться, то уж лучше и вовсе о бессмертии не помышлять. Попутно. К идее личного бессмертия Толстой относился чрезвычайно серьезно и уже на исходе лет наивно уповал на то, что природа учтет его заслуги и сделает для него исключение.


    Надо сказать, что «слияние» - одна из беспокойных точек в чеховском мирочувствии, это остро ощущается, например, в «Чайке». «Слияние» с предметом не должно достигаться ценою обезличивания ни одной из сторон, - такова принципиальная позиция Чехова. Врач диалогически «сливается» с пациентом, «влезает» в его шкуру в момент сострадания ему и вот так реализует свою индивидуальность.